Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий
(1Кор.13:1)

КАНОНИЧЕСКАЯ ЗАМЕТКА ОБ ИСТИННОМ ГЛАВЕ ЦЕРКВИ, О "КИЕВСКОЙ МИТРОПОЛИИ" КАК ВТОРОМ ИМЕНИ УПЦ, О ГОЛОСОВАНИИ В СИНОДЕ УПЦ И ОБЪЁМЕ ЕГО ПОЛНОМОЧИЙ

02.12.2016

Создатель и Глава всей Православной Церкви - Христос, Он - Божественный Автор её основополагающих установлений. Эту хрестоматийную догматическую истину никак не могут усвоить ни светские журналисты, ни блогеры, ни политики, ни юристы, ни даже некоторые иереи. Так в одной "свежей" статье снова неприятно удивила слух фраза: "Канцелярия (Киевской Митрополии) — это не орган, контролирующий деловодство Предстоятеля. Её главная функция в том, чтобы всего лишь вести учет документов, выходящих из-под пера Главы Церкви" http://ol-drabinko.livejournal.com/17877.html .

В ней, в одном абзаце имеет место блуждающая, латинствующая ракировка-подмена двух, абсолютно разных по смыслу понятий: православное словосочетание "Предстоятель Церкви" неожиданно оборотилось в католический термин "Глава Церкви". А ведь так католики именуют Папу Римского, вероучительно исповедуя его безошибочным викарием Христа и видимым Главой земной части Церкви.

Помимо вышеприведённой догматической путаницы терминов имеет место и неверное сужение функций этого учреждения: широко известно, что в канцелярии Киевской Митрополии ведётся учёт не только документов авторства Предстоятеля УПЦ, но и тех документов, которые выходят "из-под пера" высшего органа управления УПЦ между её Архиерейскими или Поместным соборами - Священного Синода УПЦ. А в последнем не главенствует, а председательствует избранный Архиерейской Полнотой УПЦ Митрополит Киевский и всея Украины - по должности.

Внутри же самого Священного Синода, как и во всей Соборной Церкви Христовой, неотменно и неизменно действует новозаветная боговдохновенная каноническая норма  п р я м о г о  действия: "Меньший без всякого же прекословия благословляется большим" (Евр. 7:7.). Эта норма - основной закон православной Соборности и дорожная карта для архиереев при возникновении нестандартных ситуаций в Церкви.

Кто же этот "меньший" в Синоде УПЦ? - Тот (или те), кто оказывается при голосовании решения какого-либо слушания в меньшинстве. Даже Председатель Синода УПЦ - Предстоятель УПЦ, если он окажется по итогам голосования постановления в одиночестве или в числе меньшинства его уставных членов, о б я з а н  по симирению и послушанию принять  р е ш е н и е   б о л ь ш и н с т в а  членов Синода УПЦ, сохраняя, однако, право обращения с протестом или аппеляцией к Собору Архиереев УПЦ и, строго последовательно, к другим Высшим институциям УПЦ или Кириархальной Церкви. Утешением "меньшевикам" является и право оставить в деяниях Синода (или Собора) своё, отличное от большинства их членов,  своё  ч а с т н о е  мнение. Однако, как правило, члены Синодов или Соборов стараются прийти к общему соглашению по всем вопросам рабочего заседания.

И вот, что ещё присуще деятельности  с о б о р н ы х  органов управления Православной Церкви. В случае возникновения обстоятельств, угрожающих самому бытию или канонической жизни Церкви (отпадение Председателя Синода от Православия в ересь или в раскол, или нарушения им условий (пунктов) Грамоты на самостоятельное управление УПЦ, или непослушание высшему Кириархальному Синоду или Собору, или же по причине физической невозможности Предстоятеля УПЦ председательствовать на заседаниях Синода УПЦ из-за затяжной, парализирующей болезни, или пленения, или в случае невозможности исполнения им полноты уставных обязанностей Предстоятеля УПЦ, включая длительное отсутствие на уставных Соборах Церкви-Матери), - то остальные члены Синода, по консенсусу и по благословению Кириархальной Синодальной или Соборной Власти, могут, и даже обязаны составить законное заседание Синода, по обычаю с председательством старшего по хиротонии синодального архиерея, и принимать необходимые постановления, при необходимости, вплоть до низложения "пожизненного" Предстоятеля УПЦ. Что и имело место на историческом Харьковском Соборе Архиереев УПЦ, низложившего с Киевского митрополичьего престола раскольника Филарета Денисенко и избравшего вместо него Предстоятелем УПЦ Блаженнейшего Митрополита Владимира.

Киевская Митрополия - это второе юридическое имя УПЦ. В Киевскую Митрополию входят все епархии, храмы, монастыри, скиты, духовные семинарии УПЦ и др. И потому канцелярия Киевской Митрополии может быть подотчётна главному "аппарату" управления Киевской Митрополии - Священному Синоду УПЦ, как высшему органу управления УПЦ между её Архиерейским и Поместным Соборами (например, при условии наступления кончины или увольнения/отстранения Предстоятеля УПЦ, или же физической невозможности Предстоятеля УПЦ осуществлять полноту своих  уставных обязанностей и полномочий, или в случае соборного осуждения последнего Церковью за тяжкие церковные преступления (уклонение в раскол, ересь).

И, наконец, специалисты в области церковного права знают, что обширный корпус канонов древних семи Вселенских и Поместных Соборов Церкви, которыми она руководствуется, в том числе и в производстве судебных дел,  н е  совпадает с юридическими нормами светского государства. И потому христианин обязан сообразовать свои слова и действия как с заповедью Спасителя "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мк. 12, 13-17), так и с соответствующим святоотеческим толкованием евангельских стихов Мф. 18, 15:17 святителем Иоанном Златоустом: "Повеждь (возникшую коллизию - прим.) церкви, т. е. её представителям". 

Пресс-служба Тульчинской епархии

Дополнение по теме. Архимандрит Ианнуарий (Ивлев). "Дайте кесарю кесарево, а Богу Богово". Священное Писание Нового Завета об отношении к политике и государству. Часть 1.  http://biblegroups.predanie.ru /arhimandrit_iannuarij_ivliev_dajte_kesaryu_kesarevo_a_bogu_bogovo_svyashhennoe_pisanie_novogo_zaveta_ob_otnoshenii_k_politike_i_gosudarstvu_chast_1-aya

 

 

 

 

К списку событий