Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий
(1Кор.13:1)

МИТРОПОЛИТ ТУЛЬЧИНСКИЙ И БРАЦЛАВСКИЙ ИОНАФАН БЛАГОСЛОВИЛ ДУХОВЕНСТВУ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ И МИРЯНАМ ПРОЧЕСТЬ ДОГМАТИЧЕСКОЕ ПОСЛАНИЕ ВОСТОЧНЫХ ПАТРИАРХОВ ИЕРАРХИИ АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ ДЛЯ ВНЕБОГОСЛУЖЕБНЫХ БЕСЕД О СВЯЩЕННОМ ЗНАЧЕНИИ САНА ПРАВОСЛАВНОГО ЕПИСКОПА

29.04.2022

МИТРОПОЛИТ ТУЛЬЧИНСКИЙ И БРАЦЛАВСКИЙ ИОНАФАН

НАПОМИНАНИЕ ЕПАРХИАЛЬНОМУ ДУХОВЕНСТВУ,

МОНАШЕСТВУЮЩИМ  И МИРЯНАМ

О СПАСИТЕЛЬНОМ ПРАВОСЛАВНОМ ИСПОВЕДАНИИ ВЕРЫ В ЦЕРКОВЬ

Ныне появилось много искушений для простых верующих и для рядового Священства: много клеветы возводится внешним миром на каноническую УПЦ и её Иерархию. Но верные Священники и верные миряне кротко терпят несправедливость и молятся Богу о крепком стоянии в Истине своей Церкви.

К сожалению, единичные Священники, в силу исторических обстоятельств, не получили систематических догматических знаний об устройстве Православной Церкви, об особом служении Епископа и неосознанно исповедуют протестанско-пресвитерианское представление о Церкви. Находятся и таковые из них, кои самочинно усваивают себе «иерархические» полномочия и, увлекаясь мирскими веяниями и наветами, любоначально впадают в неправедное осуждение и непослушание Богоучреждённой  Иерархии, а порой даже отпадают от Тела Святой Церкви Христовой, уклоняясь в раскол.

В этих обстоятельствах верному духовенству, монашествующим и мирянам Тульчинской епархии УПЦ предлагается для чтения выписка канонического учения о Церкви и о её Иерархическом устройстве из обширного  Послания Восточных  Патриархов (1723 год) в адрес Иерархии Англиканской Церкви, пожелавшей ознакомиться с догматическими основами Православия.

Благословляю епархиальному духовенству, монашествующим  и православным мирянам  п р о ч е с т ь  это Послание для последующих внебогослужебных бесед в храмах  на тему Православного учения о Церкви и Её иерархического устройства.

+ Митрополит Ионафан.

_______________________________________________________________________________________________________

ВЫПИСКА ИЗ ПОСЛАНИЯ ПАТРИАРХОВ ВОСТОЧНО-КАФОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ О ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ (1723 год)

 Об отличие Священников от Епископов

«Веруем, как и научены верить, в так именуемую и в самой вещи таковую, то есть, во Святую, Вселенскую, Апостольскую Церковь, которая объемлет всех и повсюду, кто бы они ни были, верующих во Христа, которые ныне, находясь в земном странствовании, не водворились еще в отечестве небесном.

Так как человек подвержен смерти и не может быть постоянною главою Церкви, то Господь наш Иисус Христос Сам, как Глава, держа кормило правления Церкви, управляет ею посредством Святых Отцов ( Преосвященных Епископов - прим).

 Для сего Дух Святый частным (поместным – ред.) Церквам, законно основанным и законно состоящим в (каноническом – ред.) членстве их, поставил Епископов, как Правителей, Пастырей, Глав и Начальников, которые суть таковы отнюдь не по злоупотреблению, а законно, указуя в сих Пастырях образ Начальника и Совершителя нашего Спасения (- Господа Иисуса Христа – прим.), дабы общества верующих под сим управлением восходили в силу Его.

Поелику между прочими нечестивыми мнениями еретики утверждали, что простой Священник и Архиерей равны между собою, что можно быть и без Архиерея, что несколько Священников могут управлять Церковью, что рукополагать во Священника может не один Архиерей, но и Священник, и несколько Священников могут хиротонисать и Архиерея – и разглашают, что Восточная Церковь (якобы –ред.) разделяет с ними сие заблуждение; то мы, сообразно с мнением, издревле господствующим в Восточной Церкви, подтверждаем, что звание Епископа так необходимо в Церкви, что без него ни Церковь - Церковью, ни Христианин - Христианином не только быть, но и называться не может.

Ибо Епископ, как преемник апостольский, возложением рук и призыванием Святого Духа получив преемственно данную ему от Бога власть решить и вязать, есть живый образ Бога на земле и, по священнодействующей силе Духа Святого, обильный источник всех Таинств Вселенской Церкви, которыми приобретается спасение. Мы полагаем, что Епископ столь же необходим для Церкви, сколько дыхание для человека и солнце для мира.  

Посему некоторые в похвалу Архиерейского сана хорошо говорят: «Что есть Бог в Церкви первородных на небесах, а солнце в мире – то тем есть каждый Архиерей в своей частной (епархиальной – прим.) Церкви; так что им (Епископом – прим.) паства освещается,  (духовно) согревается и соделывается храмом Божиим».

Ибо Господь … через священнодействие Епископское сообщается с нами особенным образом, пребывает и соединяется с нами посредством священных Таинств, которых первым совершителем и священнодействователем, по силе Духа, есть Епископ, и не допускает нас впасть в ересь. Посему святый Иоанн Дамаскин (учитель Церкви – прим) в четвертом письме своём к Африканцам говорит, что Церковь Вселенская вообще была вверена Епископам.

Очевидно также, что Епископский сан отличается от сана простого Священника. Ибо Священник рукополагается Епископом, а Епископ рукополагается не Священниками, но, по правилу Апостольскому, двумя или тремя Архиереями. Притом Священник избирается Епископом, а Архиерея избирают не Священники или Пресвитеры или светская власть, но Собор высшей Церкви того края, где находится город, для которого назначается рукополагаемый, или, по крайней мере, Собор той области, где должно быть Епископу…

Кроме сего, Священник власть и благодать Священства приемлет только для себя, Епископ же передает оную и другим. Первый, приняв от Епископа Священство, совершает только святое крещение с молитвами, священнодействует Безкровную жертву, раздает народу святое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, помазывает крещаемых святым миром, венчает благочестиво и законно вступающих в брак, молится о болящих, о спасении и приведении в познание истины всех людей, а преимущественно о прощении и оставлении грехов православным, живым и умершим, и, наконец, так как он отличается знанием (богословия – прим.) и добродетелью, то, по власти, данной ему епископом, учит тех из православных, которые приходят к нему, указывая им пути к получению Царства Небесного и поставляется (Епископом – прим.)  проповедником Святого Евангелия.

Но Архиерей, кроме того, что совершает всё сие (ибо он, как сказано, есть источник Божественных таинств и дарований по силе Святого Духа, он один исключительно совершает миро, ему только одному усвоено посвящение во все степени и должности церковные; он (Епископ – прим.) особенно и преимущественно имеет власть вязать и решить и творить, по заповеди Господа, суд, приятный Богу; он проповедует Святое Евангелие и православных утверждает в Вере, а непокорных, как язычников и мытарей, отлучает от Церкви, еретиков же предает извержению и анафеме, и душу свою полагает за овцы.

Отсюда открывается неоспоримое различие Епископа от простого Священника, а вместе и то, что, кроме его (Епископа – ред.) все в Мире священники не могут пасти Церковь Божию и совершенно управлять ею.

Справедливо замечено одним из Отцов (Церкви – прим.) что не легко найти между еретиками человека рассудительного; поелику, оставляя Церковь, они бывают оставлены Святым Духом, и не остается в них ни знания, ни света, но тьма и ОСЛЕПЛЕНИЕ.

Ибо, если бы сего не было с ними, то они не отвергали бы самого очевидного, каково, например, великое поистине таинство Епископства, о котором говорит Писание, упоминают Церковная история и писания Святых, и которое всегда было признаваемо и исповедуемо всею Вселенскою Церковью…». https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dogmaticheskie-poslanija-pravoslavnyh-ierarhov-17-19-vekov-o-pravoslavnoj-vere/3

Дополнительный исторический материал:

«Помятуйте же, отцы и братия, и канонические правила, и завет святого апостола: » блюдитесь от творящих распри и раздоры» (Рим.16:17… Посвящайте все свои силы на проповедь слова Божия, истины Христовой, особенно в наши дни, когда неверие и безбожие дерзновенно ополчились на Церковь Христову. «И Бог любви и мира будет со всеми вами. Аминь» (2Кор.13:11, 13).

Тихон, Патриарх Московский и всея России».

(Справка. Святейший Патриарх Тихон сопричислен к лику святых исповедников веры Русской Православной Церкви) 

К списку событий